Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+

Должен ли покупатель платить за испорченный товар?

Закон устанавливает, что покупатель может не оплачивать товар, если нечаянно его повредил. Но в каждой ситуации есть свои нюансы, а невиновность еще нужно доказать. Давайте разберёмся вместе с экспертом, как добросовестному покупателю защитить свои права в такой ситуации.

shopping-g6feb64379_1280

Что же произошло?

Дмитрий, житель одного губернского города, после рабочего дня на стройке, привык заходить по дороге домой в супермаркет. Там был отдел кулинарии, где он покупал готовые блюда на ужин: выпечку и салаты в одноразовой пластиковой упаковке. Супермаркет не из самых дешевых, качество изделий его устраивало. Но в один из дней, стоя в небольшой очереди в кассу, он уронил контейнер с салатом на пол. Содержимое выпало, товар был испорчен. Кассир немедленно вызвала директора, которая тоном, не терпящим возражений, заявила: платите, иначе вызовем полицию. Для поддержки к ней подошел охранник, который хмуро посмотрел на покупателя. Дмитрий растерялся, ведь он уронил салат случайно. «Выскользнул из рук», - объяснил он. Покупатель даже хотел товар оплатить, но директор не слушала его объяснения и говорила с ним на повышенных тонах.

До приезда полиции Дмитрий позвонил юристу за помощью и загуглил вопрос: обязан ли покупатель платить за случайно разбитый товар?

Комментарий эксперта

Все было не так однозначно, как утверждала директор магазина, но покупатель сам допустил весьма распространенную ошибку. Он не обратил внимание на отсутствие упаковочной пленки - заправка салата немного подтекла, отчего контейнер был скользкий и выскользнул из рук. Запомните, товар с поврежденной упаковкой вообще не нужно брать с полки.

В данной ситуации вы можете добровольно оплатить испорченный вами товар, если не хотите дальнейших разбирательств с администрацией магазина и полицией, а можете отстаивать свои права - вести видеосъемку конфликта со своего телефона, фотографировать, записывать диалоги с сотрудниками магазина, только перед началом записи обязательно предупредите присутствующих о целях съемки и укажите ее место и время. Также охранник имеет право попросить вас остаться для разрешения конфликтной ситуации, но помните, он не может применять при этом силу.

Если покупатель повредил товар неумышленно, то он за него платить не должен. Так бывает, например, при неудобном размещении товаров в торговом зале (узкие проходы, слишком много товара на полке и тд.) либо повреждении товара при его упаковке (скользкая упаковка и тд.).

Статья 459 ГК РФ указывает: риск случайной гибели или повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда продавец передал товар покупателю. При розничной купле-продаже таким моментом является выдача покупателю кассового, товарного чека, чека безналичной оплаты услуг либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки.

Если работники торговой точки считают, что товар был поврежден покупателем умышленно, они вправе вызвать полицию. На покупателя может быть составлен протокол об административном правонарушении за мелкое хулиганство (ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ). Но то, что покупатель действовал неправомерно, необходимо доказать. Например, предъявить записи с камер видеонаблюдения или собрать показания свидетелей о том, что человек в торговом зале вел себя неадекватно (сбрасывал товар с полок, пинал их и тд.).

Ущерб за умышленно поврежденный товар взыскивается с гражданина в полном объеме в судебном порядке на основании ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, которая устанавливает ответственность за  вред, причиненный имуществу ИП или ЮЛ, в данном случае - владельцу торгового объекта. Если же гражданин докажет, что вред причинен не по его вине, то он освобождается от возмещения вреда. (ч. 2 ст. 1064 ГК РФ).

Потребитель имеет право требовать предоставления ему в наглядной и доступной форме необходимой и достоверной информации о самом продавце (ООО, ИП) и реализуемых им товарах. Поэтому обращайте внимание, есть ли в торговом зале Уголок потребителя (ст.ст. 8-10 Закона "О защите прав потребителей").

Чем это закончилось?

После всего случившегося Дмитрий решил ничего не покупать. Он положил все выбранные товары на ближайшую к кассе полку и спросил: «А полицию мне ждать?». Не получив ответа, он спокойно прошел мимо охранника и вышел из магазина.

Советы юриста и рекомендации в интернете помогли ему сориентироваться и понять, как защитить себя в магазине.

Помните, свои права необходимо знать и отстаивать в подобных ситуациях.

 

Если у вас есть вопросы по защите ваших прав, пишите нам в раздел «Консультации». Эксперты «Так-так-так» всегда готовы помочь вам.

Подписывайтесь на обновления «Так-так-так»!

И присоединяйтесь к нам в социальных сетях!

 ВКонтакте Одноклассники Telegram

20 апреля 2022, 17:38

Так-так-так, поддерживаю!

Правозащитная социальная сеть «Так-так-так» создана для того, чтобы мы помогали друг другу. Каждый из нас сталкивался с нарушением своих прав – неважно, идет речь о загрязнении озера рядом с домом или лишения свободы. Часто мы оказываемся наедине со своей проблемой, но важно знать, что мы не первые оказались в подобной ситуации – кто-то уже успешно ее решил и сможет вам помочь. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое