Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+

Право на город: Миссия выполнима: Спасти пензенский троллейбус!

Журналистское расследование «Семерка» в опасности. Кто и зачем пытается ликвидировать пензенский троллейбус, который горожане отстояли год назад» (https://clck.ru/32YfYG) вскрыло актуальную проблему, связанную с транспортными монополистами, диктующими свои условия на рынке пассажирского транспорта.

Вопросами влияния транспортных монополистов на рынок общественного транспорта, в том числе и на ликвидацию пензенского троллейбуса, уже достаточно давно занимается экспертное сообщество Пензы. После публикации расследования ситуация получила большой общественный резонанс и мотивировала экспертов активизировать поиски решения выявленных проблем в сфере городского наземного электрического транспорта. О том, как это было и как активисты организовали и провели инициативные публичные слушания рассказывает Иван Финогеев – муниципальный депутат, один из соавторов расследования.

 city-g590ebd53c_1280

 

Расследование, которое превратилось в идею для публичных слушаний

Изначально я принимал участие в подготовке расследования, и на этапе его публикации задумался: «А что, на этом разве всё? Проблема решена?». Ведь, фактически, брось мы эту историю (про «пензенский троллейбус») после публикации статьи на портале «7x7» и пары недель её подогрева, ситуация, сложившаяся на этапе «до» расследования, могла повториться, но в ещё больших масштабах, и виновники точно достигли бы своей цели – добили бы единственный экологически чистый транспорт на территории Сурского края.

Собственно, ни минуты не сомневаясь, я посоветовался со своим коллегой по подготовке расследования – Евгением Малышевым (журналистом «7х7»), и принял для себя решение – продолжить разбираться в этой сложной теме и постараться повлиять на органы власти, чтобы те, в свою очередь, обратили внимание на вопрос сохранения городского наземного электротранспорта, а также занялись его развитием.

Почему именно «общественные слушания»?

Идея с «общественными слушаниями» не пришла к нам а-ля «Эврика» Архимеду. Я посоветовался с инициаторами проекта «Право на город», прежде всего с Виктором Юкечевым, и, получив его напутствие на развитие нашего расследования в полноценную историю со слушаниями, принялся подбирать команду.

Хотя, не скрою, изначально, был соблазн оставить всё на уровне публикации по итогам общественного расследования, ведь публичные слушания – это новый, гораздо более серьёзный виток в попытке решить общественную проблему. Но ведь если мы не будем браться за разрешение трудностей, то кто с ними справится?

Кто готовил общественные слушания?

Самое важное в проведении мероприятия, на мой взгляд, это подбор команды по его подготовке. Поэтому формирование команды происходило достаточно быстро, но с серьёзным «входным контролем». Изначально я планировал привлечь к участию одну группу людей, но в итоге собрал тех, с кем мы работали в рамках масштабной кампании (на этапе проведения расследования) по спасению пензенского троллейбуса в 2020 году. Участниками, таким образом, стали Василий Благонравов – активист молодёжной организации «Поколение Нового Времени», который неоднократно выходил на пикеты за спасение «рогатого» (троллейбуса), и Ксения Терёхина, которая занималась рекламой кампании, а также подготовкой информационных листовок, плакатов и др. материалов. Они доверили мне руководство подготовкой, а сами взялись, на правах координаторов, за работу по своим направлениям. Василий работал «в полях» (привлекал людей, взаимодействовал с организациями), а Ксения решала задачи по оформлению и подготовке всей документации, а также по рекламной кампании.

А горожан спросили?

Прежде всего при подготовке инициативных публичных слушаний мы занялись созданием Дорожной карты (ДК) по нашей проблеме – спасению пензенского троллейбуса. После того, как ДК была оформлена, мы презентовали её экспертам фонда «Так-Так-Так», а также местному сообществу, заинтересованному в решении основной проблемы (в рамках проведения экспертных слушаний и собраний по подготовке публичных слушаний). И эксперты фонда, и местные эксперты отметили актуальность проблемы, а также внесли ряд серьёзных предложений, которые были учтены на этапе подготовки публичных слушаний. Например, городские активисты-эксперты предложили пригласить на мероприятие не только главу и мэра города, но и руководство депутатских фракций в составе Городской думы. Или, например, внесли предложение о том, чтобы разбить сами инициативные публичные слушания на три части: исторический экскурс, текущее состояние, итоговая резолюция.

Мастер-класс по подготовке инициативных слушаний

В октябре и декабре команда по подготовке инициативных публичных слушаний посетила семинары и мастер-классы проекта «Право на город» в  Санкт-Петербурге, где, благодаря активной работе с наставниками и привлеченными экспертами, доработала дорожную карту (октябрь 2021 г.), а также изучила опыт и поделилась собственными наработками с группами по подготовке инициативных слушаний в других городах (декабрь 2021 г.)

Нельзя не отметить и работу экспертов фонда «Так-Так-Так» в рамках проекта «Право на город», которые и после очных мероприятий в СПб, как наставники встречались и координировали работу нашей группы в режиме онлайн. Например, перед самим мероприятием мы участвовали в созвоне с директором фонда Виктором Юкечевым, профессором-социологом Ириной Скалабан, профессором-политологом Александром Сунгуровым, которые поделились опытом преодоления подводных камней в ходе слушаний: как сделать так, чтобы не уйти от основной темы, как пресечь провокации на мероприятии и т.п. , а также вариантами удержания внимания участников инициативных слушаний на протяжении всего обсуждения.

PR-кампания проекта

Для проведения небольшой PR-кампании по презентации наших идей для разрешения проблемы спасения и развития пензенского троллейбуса мы прежде всего обратились к ряду пензенских онлайн и оффлайн (газет) изданий, ряд из которых откликнулись на наше приглашение на сами слушания, а после выпустили на своих ресурсах материалы по итогам общественного обсуждения.

Для популяризации наших предложений, мы использовали также собственные соцсети и паблики с соответствующей тематикой в них (пример - https://vk.com/club161048967, Общественный транспорт Пензы).

Третьим, но немаловажным для нашей команды аспектом работы по пропаганде наших инициатив, стало привлечение на мероприятие представителей исполнительной и законодательной власти. Так, например, в инициативных слушаниях принял участие заместитель главы города – Павел Куликов, после участия которого на ряде информационных ресурсов появилась информация и о мероприятии, и о резолюции, принятой на нём.

Кто вы – участники публичных слушаний

На инициативные публичные слушания мы приглашали не только представителей власти, но и, что не менее важно, активных горожан. Причём, это были не только представители некоммерческого сектора (активисты тех или иных общественных организаций), но и гражданские активисты-одиночки, для которых проблема уничтожения городского наземного общественного транспорта – не пустой звук.

Участвовали в мероприятии и эксперты, например, кандидат технических наук – Михаил Яхкинд, который активно поддержал не только сохранение пензенского троллейбуса, но и его развитие, обозначив его возможности, в том числе экономические.

Как прошли общественные слушания?

Несмотря на то, что риск уничтожения троллейбусного движения в Пензе снизился, он всё же остался, так как в рамках анонсированной транспортной реформы до марта 2022 года ни слова не говорилось о судьбе троллейбуса. Ни о ликвидации, ни о модернизации. Поэтому слушания имели смысл, мы так и обозначили тему: «Пензенский троллейбус: текущее состояние и перспективы развития».

Звали представителей перевозчиков, представителей правительства области, представителей трёх основных фракций в Гордуме – «Единой России», КПРФ и ЛДПР. Звали общественников, работников депо, экологов. Пришли все, кроме перевозчиков-монополистов, перевозчика, обслуживающего троллейбусы, представителей фракции ЕР и КПРФ.

Голосование за резолюцию на инициативных слушаниях о судьбе пензенского троллейбуса

Обсуждение состоялось живое, здоровое. Его итогом стала резолюция, в которую вошли шесть из семи внесённых активистами предложений. Представители власти и представители общественности приняли её единогласно. Этот стало для меня неожиданностью – как и для других участников. Собрались очень разные люди, представители, в том числе, противоборствующих структур.

Главный урок: оказывается, возможен нормальный диалог с теми, против кого я раньше стоял с плакатом «фамилия, фамилия, вы оху(рисунок хвойных деревьев)». 

Опыт организации таких слушаний был полезен. Будем применять его для решения других городских и областных проблем.

Результаты на сегодня: резолюция из правительства перенаправлена в администрацию города, Минтранс, УФАС, МВД. Из облпрокуратуры – в УФАС, МВД, правительство области. Также через несколько дней после слушаний на линию вышли два новых экспериментальных троллейбуса Саратовского и Уфимского заводов. После обкатки в пензенских условиях, частники примут решение, у кого и сколько новых моделей закупить. Ранее же, в приватной беседе, замдиректора одного из монополистов заявлял, что они не планируют закупать ничего, даже тестовые варианты – потому что денег нет. В итоге – что имеем. «Совпадение? Не думаю!»

 777c2d_06-6

О проблемах…

Во время подготовки и проведения Слушаний наша команда столкнулась лишь с одной проблемой – нежеланием каких-либо контактов с одной из сторон, участвовавшей в создании проблемы – пензенских монополистов. Причём, изначально, с одним из двух монополистов (ООО «Меркурий») была серьёзная договорённость об участии в мероприятии, представитель компании выражал интерес к участию, но… перед днём Х (днём слушаний) он внезапно перестал выходить на связь.

Практически та же история случилась и с руководителем предприятия, которое занимается перевозками на электрическом транспорте – в самый последний момент он отказался от участия, недвусмысленно намекнув, что и ему, и другим представителям компании не следует участвовать в слушаниях.

Итоговая резолюция: что предлагает гражданское общество бизнесу и власти

В итоговой резолюции инициативных публичных слушаний сохранились все предложения, которые вносила команда, готовившая слушания. Но эти предложения были дополнены (и очень своевременно) участниками мероприятия. Так, например, участники предложили дополнить проводящуюся реформу общественного транспорта следующими инициативами:

- введение общегородского проездного на все виды общественного транспорта;

- оборудование остановок стендами (табло), которые в режиме реального времени транслируют информацию о местонахождении ближайшего троллейбуса/автобуса к остановке;

- рассмотреть возможность запуска экскурсионного троллейбуса (например, по маршруту №7), а также тематического троллейбуса (по типу поездов Московского метро, которые запускают к тем или иным датам);

- возродить школу специалистов по обслуживанию троллейбуса, может быть, на базе одного из учреждений СПО;

- после закупки и выхода на линию новых троллейбусов, ликвидировать дублирующие маршрутки и автобусы;

И другими.

Из всех предложений, вынесенными участниками инициативных слушаний на голосование, лишь одно не нашло поддержки, как не имеющее отношение к теме. Остальные были поддержаны единогласно.

Власть ответила

На направленную в органы власти резолюцию мы получили своевременные ответы. Ряд наших предложений действительно были использованы Министерством транспорта и связи области при реализации транспортной реформы. Несмотря на изменившиеся внешнеполитические условия, Пензенская область объявила аукцион на закупку 90 единиц техники (городского наземного электрического транспорта). Или, например, началось возрождение школы специалистов по обслуживанию троллейбуса, правда, пока на базе действующего транспортного предприятия. Также на ближайшие два года запланировано строительство нового троллейбусного депо в с. Засечное (мкр. «город Спутник») – в пригороде Пензы, а значит будет и строительство новых линий, и запуск новых маршрутов.

В то же время, правоохранительные органы отказались проводить проверку по факту банкротства МУП «ППП» (в чьей собственности ранее находилось и депо, и единицы транспорта, и вся инфраструктура), прислав очередную отписку на 5 листах.

Информационная кампания. Как это было?

Что касается информационной кампании, то мы проводили её в несколько этапов.

1.     Проведение кампании по популяризации расследования, вышедшего на портале 7x7, а затем и в пензенском выпуске печатного издания «Новая Альтернатива» (тираж 5000 экз.).

2.     Подготовка слушаний – анализ имеющихся публикаций, выпуск собственных постов с опросами и предложениями.

3.     Предкампания по слушаниям – анонсы и приглашения на инициативные публичные слушания.

4.     Посткампания по слушаниям – информация о прошедшем мероприятии, итоговая резолюция (на онлайн и оффлайн площадках, в соцсетях и на информресурсах).

5.     Отслеживание информации в местных СМИ по реализации предложений, вынесенных в резолюции.

А что дальше?

После слушаний мы следим за проведением конкурса по закупке 90 единиц техники, а затем продолжим взаимодействие с Минтрансом на региональном уровне для того, чтобы проследить дальнейшую судьбу и новых троллейбусов, и новых маршрутов, создание которых было заявлено в рамках проведения транспортной реформы.

Итоги. Оценки. Мнения.

На мой взгляд, если у горожан имеется желание и потенциал повлиять на решение той или иной городской проблемы, то формат инициативных публичных слушаний (особенно, в условиях ограничений на протестную активность!) является неплохой альтернативой. Особенно, если проблема актуальна для серьёзного «пласта» городского сообщества.

Поэтому, от лица нашей команды, хочу пожелать активным горожанам – будущим инициатором публичных слушаний – дерзать и, самое главное, не стесняться!

 

Если у вас есть вопросы по защите ваших прав, пишите нам в раздел «Консультации». Эксперты «Так-так-так» всегда готовы помочь вам.

Подписывайтесь на обновления «Так-так-так»!

И присоединяйтесь к нам в социальных сетях!

 ВКонтакте Одноклассники Telegram

18 апреля 2022, 16:31

Так-так-так, поддерживаю!

Правозащитная социальная сеть «Так-так-так» создана для того, чтобы мы помогали друг другу. Каждый из нас сталкивался с нарушением своих прав – неважно, идет речь о загрязнении озера рядом с домом или лишения свободы. Часто мы оказываемся наедине со своей проблемой, но важно знать, что мы не первые оказались в подобной ситуации – кто-то уже успешно ее решил и сможет вам помочь. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое