Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 42 599
№ 42 599
РЕШЕНО

Имеет ли право руководитель, находящийся в отпуске, подписывать приказ об увольнении?

Здравствуйте! Имеет ли право руководитель, находящийся в отпуске, подписывать приказ об увольнении?

2 ответа

Здравствуйте, гражданское законодательство не предусматривает прекращения или приостановления полномочий единоличного исполнительного органа (то есть руководителя организации) на период нахождения лица, занимающего эту должность, в отпуске. Полномочия директора как единоличного исполнительного органа (в том числе по изданию приказов, распоряжений и подписанию договоров) сохраняются за ним все время с момента назначения на должность и до даты прекращения полномочий вне зависимости от фактического нахождения на рабочем месте.

На этот счет, есть четка позиция Президиума ВАС, сформулированная в Постановлении Президиума ВАС РФ еще в 09.02.1999 № 6164/98:: Полномочия директора как единоличного исполнительного органа (в том числе по изданию приказов, распоряжений и подписанию договоров) сохраняются за ним все время с момента назначения на должность и до даты прекращения полномочий вне зависимости от фактического нахождения на рабочем месте.
Поэтому, директор может подписывать приказы, распоряжения, договора и во время отпуска, и во время болезни. В том числе, приказы о приеме на работу и увольнении работника по собственному желанию, о переводе, о назначении премии и т.п.

Добрый день!

Деятельность наемного работника в должности директора регулируется Гл. 43 ТК РФ.

На вопрос о трудовой функции директора при его отсутствии на рабочем месте в период отпуска или болезни специалисты Гострудниспекции делают неоднозначные выводы (Письмо ГИТ в г. Москве от 20 августа 2020 г. N 77/7-30028-20-ОБ/10-33260-ОБ/18-1193) :

- если речь идет о текущих приказах, издание которых вряд ли может повлечь негативные последствия (например, об утверждении различных положений, переводе, приеме на работу и т.п.), то подписать их директор может и во время своего отпуска или болезни;

- если же речь идет о финансовых документах, а равно о документах, которые могут привлечь внимание налоговой службы или несут потенциальную возможность возникновения споров (например, об увольнении, направлении в командировку, премировании), то перед подписанием таких документов необходимо официально оформить выход директора на работу.

И, если речь идет о приказе об увольнении по инициативе работодателя, стоит быть более осторожными с оформлением таких документов в период отпуска руководителя, чтобы не создавать в будущем спорных ситуаций.